Виды и устройство бензовозов

0
248

Бензовоз — спецтехника, используемая для перевозки светлых нефтепродуктов, в основном бензина. От обычных грузовых машин отличается повышенными требованиями к пожаробезопасности. Ряд бензовозов по конструкции выполняют роль АЗС, с их помощью можно заправить любую технику там, где стационарных заправок нет.

АТЗ-11 НА ШАССИ КАМАЗ 43118

АТЗ-11 на шасси КАМАЗ 43118 компании ТД «СпецТрансАвто»

Название «бензовоз» применимо только к тем техническим средствам, которые изначально предназначены для светлых нефтепродуктов – бензина, дизтоплива, керосина. Транспортировка темных нефтепродуктов проводится нефтевозами или битумовозами.

Бензовозы выпускаются в разных модификациях. Отличаются они друг от друга техническими характеристиками, конструкцией, вместимостью. Подбирают спецмашину, учитывая особенности перевозки бензина.

По способу соединения бензовозы подразделяются на:

  • автотопливозаправщики;
  • цистерны-полуприцепы;
  • цистерны-прицепы;
  • автоцистерны.

Основное предназначение бензовоза – перевозка нефтепродуктов, но особенности устройства конкретного бензовоза расширяют и функционал машины.

Особенности автотопливозаправщиков

Автотопливозаправщик (АТЗ) – представляет собой шасси автомобиля с двигателем. На шасси установлена цистерна объемом от 4 до 25 кубов. Функционал АТЗ включает не только доставку бензина и заполнение других резервуаров, но и заправку топливом автомобилей и других видов техники. Цистерны оборудованы счетчиком топлива, насосной установкой и топливозаправочным пистолетом.

АТЗ-17 НА ШАССИ КАМАЗ 65111

АТЗ-17 на шасси КАМАЗ 65111 компании ТД «СпецТрансАвто»

Функции АТЗ:

  • перекачивание топлива из резервуаров в собственную цистерну;
  • заправка топливом техники;
  • слив топлива самотеком или с помощью имеющегося в цистерне насоса;
  • перекачивание бензина и других видов нефтепродуктов из одной емкости в другие или сразу в баки машин, минуя собственную цистерну.

АТЗ незаменимы, когда есть необходимость подвозить светлые нефтепродукты на объекты или для стационарной техники.

Особенности автоцистерн

Автоцистерны (АЦ) – транспорт, используемый для перевозки нефтепродуктов от нефтебазы до АЗС и на иные стационарные объекты, расположенные в пределах городах. АЦ подходят и для работы в условиях с сильными перепадами высот и там, где действуют ограничения для габаритов транспорта. Таким образом, автоцистерны подходят для перевозки топлива в труднодоступные районы.

Автомобиль-цистерна на базе шасси УРАЛ 4320

Автоцистерна АЦ-12 компании ТД «СпецТрансАвто»

Функции автоцистерн:
  • наполняют цистерну с использованием посторонних перекачивающих приспособлений, применяя основной (нижний) или дублирующий (верхний) способ;
  • заполняют цистерну при помощи своего насоса, перекачивая топливо из резервуаров;
  • сливают топливо самотеком через трубопровод слива или при помощи постороннего насоса, используя нижний способ;
  • выдают топливо из своей цистерны.

АЦ могут работать с прицепом в составе автопоезда. Их основное отличие от АТЗ заключается в отсутствии топливораздаточного пистолета и счетчика.

Особенности полуприцепов-цистерн

Полуприцепы-цистерны (ППЦ) – емкости с задней тележкой и шкворнем, предназначенным для сцепления с седлом тягача. На задней тележке в большинстве случаев 1, 2 или 3 оси, редко встречаются четырехосные модификации. По конструкции ППЦ подразделяются на несущие и рамные.

Полуприцеп-цистерна ПЦ-20 для техводы

Полуприцеп-цистерна ПЦ-20 для техводы компании ТД «СпецТрансАвто»

Вместительность полуприцепов-цистерн в среднем 18-45 м3, но есть резервуары и с большим объемом. Основное назначение техники – доставка бензина и иных светлых нефтепродуктов на АЗС.

Особенности прицепов-цистерн

Прицепы-цистерны (ПЦ) используются относительно редко. По конструкции это цистерна с 2 или 3 осями и дышлом, которое используется для сцепления с бензовозами типа АТЗ или АЦ, оснащенными фаркопом. ПЦ покупают в основном в качестве дополнительной емкости для перевозки топлива.

Устройство бензовозов

Нефтепродукты относятся к 3 классу опасности, поэтому используемая для их транспортировки спецтехника должна соответствовать установленным нормативными актами требованиям пожаробезопасности. Соответствие этим требованиям обеспечивает особая конструкция бензовозов:

  • В цистернах предусмотрены специализированные донные клапаны, предназначенные для защиты бензиновых трубок от внешних механических повреждений. Клапаны герметично закрываются, что исключает утечку горючих жидкостей.
  • Экранирование проводки. Такая технология предотвращает попадание искр от электронных элементов транспорта внутрь емкости.
  • Безопасность передвижения специализированной техники повышается и за счет использования проблесковых маячков.
  • Бензовозы оснащены двигателями 3 класса. Выхлопная система расположена таким образом, что исключается ее контакт с полной цистерной, и монтируется в передней правой или боковой части за кабиной. На каждую выхлопную трубу обязательно устанавливается искрогаситель.
  • Бензовозы к работе допускаются только при наличии емкости с песком и огнетушителя. Это первые инструменты, способные остановить горение нефти, а также предотвратить растекание жидкости в случае возникновения протечки.

Цистерны бензовозов изготавливаются из алюминиевых сплавов или высокопрочной стали. Крышка заливной горловины оборудована запорными элементами и дыхательным клапаном. На цистерне в зависимости от конструкции устанавливают счетчики, насосы, системы, обеспечивающие нижний налив, слив, выдачу топлива и рекуперацию паров.

Бензовозы отличаются комплектацией, качеством, объемом, но приобретая технику необходимо учитывать:

  • герметичность сливной системы;
  • адаптированность к использованию в российском климате;
  • адаптированность к передвижению по необорудованным трассам.

Спецтехника должна поставляться с сопроводительной документацией, в которой прописываются правила эксплуатации, назначение цистерны, а также информация по расположению приборов слива, налива.