Бескапотный ЗиЛ-132Р с тремя осями: передовой вездеход своего времени

0
36

Этот экспериментальный полноприводный ЗиЛ из перспективной бескапотной серии создавался для сельхознужд. Как и многие советские разработки тех времен, он нес в в себе целую вереницу новаторских решений. А при испытаниях на бездорожье он уделывал не только любой автомобиль, но и гусеничные машины. Однако судьба распорядилась так, что этот грузовик так и не послужил по назначению.

В начале 70-х годов перед агропромышленным комплексом СССР все больше назревала необходимость в специальной автомобильной технике. Широко распространенные тогда «газоны» и 130-е ЗиЛы совсем не отвечали необходимым требованиям по грузоподъемности, проходимости и способности трансформироваться под любые хозяйственные цели.

Бескапотный ЗиЛ-132Р с тремя осями: передовой вездеход своего времени

Трактора и гусеничные машины из-за своей маленькой скорости также не могли обеспечить высокую производительность. Поэтому перед ЗиЛом и рядом других советских автозаводов была поставлена задача такой транспорт разработать — так и появился опытный ЗиЛ-132Р. Особенностей у этого грузовика было много.

Он имел три оси, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. При повороте были задействованы одновременно и передняя, и задняя оси. Последняя, для улучшения курсовой устойчивости, начинала поворачивать с запозданием на 5-7 градусов. Конструкция рамы, как и требовал госзаказчик, подразумевала широкое использование самого разного оборудования. ЗиЛ-132Р мог быть бортовым грузовиком, самосвалом и даже седельным тягачом.

Бескапотный ЗиЛ-132Р с тремя осями: передовой вездеход своего времени

Не исключено, что именно на ЗиЛ-132Р впервые в грузовом автомобилестроении СССР применили вентилируемые дисковые тормоза. Грузовик комплектовался особо эластичными шинами диаметром 1400 мм и независимой подвеской. Помимо этого, машина была оборудована централизованной, управляемой из кабины, системой изменения давления в колесах для различных дорожных условий.

На асфальте ЗиЛ-132Р мог развивать скорость 42-45 км/ч, а на разбитых грунтовках спокойно достигал 20-24 км/ч. Проходимости грузовика позавидовали бы даже гусеничные трактора — машина запросто преодолевала полутораметровые броды, могла двигаться по 25-градусному косогору и забираться на 30-градусные подъемы. Причем внедорожные подвиги обеспечивались даже с полной загрузкой.

Однако к 1980 году все работы по дальнейшей доработке ЗиЛ-132Р были свернуты. Почему? Причину можно понять, просто взглянув на его кабину, до боли напоминающую один из очень известных отечественных грузовиков. Дело в том, что все наработки по перспективному бескапотному семейству ЗиЛов были переданы в строящийся Камский автозавод. А уже совсем скоро советским гражданам был представлен первый КамАЗ, оказавшийся глубокой модернизацией разработок лихачевцев.

Бескапотный ЗиЛ-132Р с тремя осями: передовой вездеход своего времени

Бескапотный ЗиЛ-132Р с тремя осями: передовой вездеход своего времени

Бескапотный ЗиЛ-132Р с тремя осями: передовой вездеход своего времени

Бескапотный ЗиЛ-132Р с тремя осями: передовой вездеход своего времени

Источник