Пятое августа – Международный день светофора

0
29


        Пятое августа – Международный день светофора

Сегодня 5 августа весь мир отмечает ежегодный Международный день светофора. Эта памятная дата принята для чествования столь полезного изобретения человечества потому, что именно в этот августовский день 1914 года Американская светофорная компания впервые в своей стране установила сразу четыре электрических световых аппарата, регулирующих дорожное движение. Произошло это событие на одном из центральных перекрёстков города Кливленд (США).

Тогда в уличных оптических устройствах загорались только красный и зеленый цвета (жёлтый цвет в светофорах в то время не использовался), при переключении которых издавался ещё и громкий предупреждающий звуковой сигнал. Система дистанционно управлялась полицейским, сидящим рядом с ней в стеклянной будке.

Но самый первый в мире светофор появился не в Северо-Американских Соединённых Штатах (как в то время именовались США), а почти полувеком ранее в Великобритании. 10 декабря 1868 года его установили в Лондоне возле здания Британского парламента. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° – «движение с осторожностью».

В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор поставили для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для повозок – пока пешеходы идут, повозки должны стоять.

К сожалению, всего лишь немногим более трёх недель спустя после ввода в эксплуатацию первого в мире светофорного объекта (2 января 1869 года), его газовый фонарь взорвался, серьёзно травмировав управлявшего им полицейского, после чего на долгое время светофоры в Европе запретили.

В 1920 году автоматические трёхцветные светофоры — уже с использованием жёлтого сигнала — были установлены в Детройте и Нью-Йорке (США). В Европе аналогичные устройства впервые появились в 1922 году в Париже (Франция) и в Гамбурге (Германия). Великобритания вернулась к светофорам лишь в 1927 году.

В СССР первый светофор начал работать 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25-го Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов Санкт-Петербурга). 30 декабря того же года в центре столицы Советского Союза на перекрёстке улиц Петровка и Кузнецкий Мост установили первый московский светофор. Тройку городов-пионеров механического регулирования дорожного движения в нашей стране замыкает Ростов-на-Дону.

Становление отечественной светофорной сигнализации происходило постепенно, светофоры по своему техническому устройству разнились даже в двух столицах, не говоря уже о регионах (так, одно время в Москве зелёный сигнал был наверху, а в Ленинграде – внизу). До 1959 года красный и зелёный цвета были на местах, противоположных современным, затем СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Сами светофоры в нашей стране за десятки лет эксплуатации тоже претерпели значительные изменения, как в дизайне, так и в системе управления. Первоначально ими дистанционно управляли только сотрудники ОРУДа (позднее ГАИ) на перекрёстках, находясь рядом в специальных постовых будках.

К 1970-м годам появилась централизованная система автоматического регулирования уличного движения, которая, в частности, позволила создавать для транспорта так называемую «зелёную волну». Тогда же появились возможность регулировки работы светофора и самими пешеходами. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую любой прохожий мог самостоятельно переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а для автотранспорта, соответственно, перевести на красный.

25 июля 2006 года в Новосибирске был открыт первый в Российской Федерации памятник светофору. В последующие годы подобные проекты воплотились в жизнь и в некоторых других городах страны, к примеру, в Пензе, Перми и Москве. Есть памятники светофору и во многих других государствах мира.

В настоящее время на территории России действуют десятки тысяч автоматических технических устройств по регулированию транспортных и пешеходных потоков. Светофорные объекты, которые сейчас внедряются в эксплуатацию в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» могут изменять свой режим работы в зависимости от времени суток и плотности движения.

Источник