Бензовоз — спецтехника, используемая для перевозки светлых нефтепродуктов, в основном бензина. От обычных грузовых машин отличается повышенными требованиями к пожаробезопасности. Ряд бензовозов по конструкции выполняют роль АЗС, с их помощью можно заправить любую технику там, где стационарных заправок нет.
АТЗ-11 на шасси КАМАЗ 43118 компании ТД «СпецТрансАвто»
Название «бензовоз» применимо только к тем техническим средствам, которые изначально предназначены для светлых нефтепродуктов – бензина, дизтоплива, керосина. Транспортировка темных нефтепродуктов проводится нефтевозами или битумовозами.
Бензовозы выпускаются в разных модификациях. Отличаются они друг от друга техническими характеристиками, конструкцией, вместимостью. Подбирают спецмашину, учитывая особенности перевозки бензина.
По способу соединения бензовозы подразделяются на:
- автотопливозаправщики;
- цистерны-полуприцепы;
- цистерны-прицепы;
- автоцистерны.
Основное предназначение бензовоза – перевозка нефтепродуктов, но особенности устройства конкретного бензовоза расширяют и функционал машины.
Особенности автотопливозаправщиков
Автотопливозаправщик (АТЗ) – представляет собой шасси автомобиля с двигателем. На шасси установлена цистерна объемом от 4 до 25 кубов. Функционал АТЗ включает не только доставку бензина и заполнение других резервуаров, но и заправку топливом автомобилей и других видов техники. Цистерны оборудованы счетчиком топлива, насосной установкой и топливозаправочным пистолетом.
АТЗ-17 на шасси КАМАЗ 65111 компании ТД «СпецТрансАвто»
Функции АТЗ:
- перекачивание топлива из резервуаров в собственную цистерну;
- заправка топливом техники;
- слив топлива самотеком или с помощью имеющегося в цистерне насоса;
- перекачивание бензина и других видов нефтепродуктов из одной емкости в другие или сразу в баки машин, минуя собственную цистерну.
АТЗ незаменимы, когда есть необходимость подвозить светлые нефтепродукты на объекты или для стационарной техники.
Особенности автоцистерн
Автоцистерны (АЦ) – транспорт, используемый для перевозки нефтепродуктов от нефтебазы до АЗС и на иные стационарные объекты, расположенные в пределах городах. АЦ подходят и для работы в условиях с сильными перепадами высот и там, где действуют ограничения для габаритов транспорта. Таким образом, автоцистерны подходят для перевозки топлива в труднодоступные районы.
Автоцистерна АЦ-12 компании ТД «СпецТрансАвто»
- наполняют цистерну с использованием посторонних перекачивающих приспособлений, применяя основной (нижний) или дублирующий (верхний) способ;
- заполняют цистерну при помощи своего насоса, перекачивая топливо из резервуаров;
- сливают топливо самотеком через трубопровод слива или при помощи постороннего насоса, используя нижний способ;
- выдают топливо из своей цистерны.
АЦ могут работать с прицепом в составе автопоезда. Их основное отличие от АТЗ заключается в отсутствии топливораздаточного пистолета и счетчика.
Особенности полуприцепов-цистерн
Полуприцепы-цистерны (ППЦ) – емкости с задней тележкой и шкворнем, предназначенным для сцепления с седлом тягача. На задней тележке в большинстве случаев 1, 2 или 3 оси, редко встречаются четырехосные модификации. По конструкции ППЦ подразделяются на несущие и рамные.
Полуприцеп-цистерна ПЦ-20 для техводы компании ТД «СпецТрансАвто»
Вместительность полуприцепов-цистерн в среднем 18-45 м3, но есть резервуары и с большим объемом. Основное назначение техники – доставка бензина и иных светлых нефтепродуктов на АЗС.
Особенности прицепов-цистерн
Прицепы-цистерны (ПЦ) используются относительно редко. По конструкции это цистерна с 2 или 3 осями и дышлом, которое используется для сцепления с бензовозами типа АТЗ или АЦ, оснащенными фаркопом. ПЦ покупают в основном в качестве дополнительной емкости для перевозки топлива.
Устройство бензовозов
Нефтепродукты относятся к 3 классу опасности, поэтому используемая для их транспортировки спецтехника должна соответствовать установленным нормативными актами требованиям пожаробезопасности. Соответствие этим требованиям обеспечивает особая конструкция бензовозов:
- В цистернах предусмотрены специализированные донные клапаны, предназначенные для защиты бензиновых трубок от внешних механических повреждений. Клапаны герметично закрываются, что исключает утечку горючих жидкостей.
- Экранирование проводки. Такая технология предотвращает попадание искр от электронных элементов транспорта внутрь емкости.
- Безопасность передвижения специализированной техники повышается и за счет использования проблесковых маячков.
- Бензовозы оснащены двигателями 3 класса. Выхлопная система расположена таким образом, что исключается ее контакт с полной цистерной, и монтируется в передней правой или боковой части за кабиной. На каждую выхлопную трубу обязательно устанавливается искрогаситель.
- Бензовозы к работе допускаются только при наличии емкости с песком и огнетушителя. Это первые инструменты, способные остановить горение нефти, а также предотвратить растекание жидкости в случае возникновения протечки.
Цистерны бензовозов изготавливаются из алюминиевых сплавов или высокопрочной стали. Крышка заливной горловины оборудована запорными элементами и дыхательным клапаном. На цистерне в зависимости от конструкции устанавливают счетчики, насосы, системы, обеспечивающие нижний налив, слив, выдачу топлива и рекуперацию паров.
Бензовозы отличаются комплектацией, качеством, объемом, но приобретая технику необходимо учитывать:
- герметичность сливной системы;
- адаптированность к использованию в российском климате;
- адаптированность к передвижению по необорудованным трассам.
Спецтехника должна поставляться с сопроводительной документацией, в которой прописываются правила эксплуатации, назначение цистерны, а также информация по расположению приборов слива, налива.